Конечно, мы можем обвинить журнал «Космополитен» в предвзятом нежелании прикрепить этикетку «красивый» к каждому произведению самого первого космополитического Художника. Мы можем выражать недовольство несправедливыми, пристрастными суждениями средств массовой информации, но, с другой стороны, если каждого из нас попросить оценить привлекательность взрослого населения, результаты вряд ли изменились бы значительно. Двойные подбородки, выпяченные животы, сутулые плечи и землистый цвет лица видны повсюду, даже у молодых людей. Что же произошло? Как эти существа, сотворенные величайшим из эстетов, смогли утратить свою первозданную красоту?
Красота – это нечто, не поддающееся научному объяснению. И все же ученые всегда хотели вычислить идеальные размеры прекрасного лица. Столетие назад сэр Фрэнсис Гэлтон фактически создал модель красоты. Для определения идеала он изучил сотни типов красивых лиц, модных в то время и, накладывая одно изображение на другое, вычислил средние размеры различных черт лица. Он пришел к выводу, что у красивого лица средние, правильные черты, в то время как некрасивое «полно сюрпризов».
...
«Разнообразие обычных черт создает целостность красоты». Сэр Кристофер Рин, английский архитектор.
В 1990 году Джуди Лэнглойс и Лори Рогман составили компьютерный вариант портрета по методу Гэлтона. Они сфотографировали лица в одном ракурсе, с одинаковым выражением и при одинаковом освещении. Затем эти фотографии сканировали на компьютере, подгоняя расстояние между глазами и губами так, чтобы оно было одинаковым для всех. Каждое лицо затем разделили на клетки, причем каждая клеточка представляла собой маленький квадратик изображения. Яркость соответствующих клеточек различных лиц одного пола свели к среднему значению. Чем большее количество лиц использовалось для создания среднего изображения, тем более привлекательным оно получалось. Например, чем больше было людей с похожей формой носа, тем выше была вероятность того, что именно эта форма окажется частью полученного красивого лица. Иными словами, если красота – редкое явление, как же можно объяснить тот факт, что широко распространенные черты лица наверняка будут считаться более красивыми? В свете этого изречение Абрахама Линкольна – «Бог предпочитает людей с обыкновенными лицами, вот почему он создает их так много» – приобретает другое значение.
Дарвинисты XIX века верили, что красота со временем совершенствуется. Они предсказывали, что в результате естественного отбора все женщины, в конечном счете, станут привлекательными. Так как мужчины предпочитают красивых жен, то они будут рожать им красивых детей. Но второй закон термодинамики гласит, что любая система, оставленная без внешнего воздействия, стремится стать хуже, а не лучше. Это означает, что Вселенная движется к деградации и хаосу, и любое движение к гармонии и порядку имеет только кратковременный характер. Поэтому красота в глобальном масштабе со временем может только деградировать.
Библия учит, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, дав ему тело, которое должно было жить вечно. В книге Бытия 1:29 Творец сказал: «Вот Я вам дал всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Сад давал самую совершенную пищу и создавал человеку оптимальную среду обитания.
После первородного греха люди потеряли способность жить вечно. Почему? Неужели Бог отнял у них совершенное тело, наделенное удивительной способностью постоянного омоложения? Вовсе нет! Конституция тела не изменилась, но стали другими окружающие его условия жизни.
Сразу же после обвинения Адама в непослушании Бог сказал: «Будешь питаться зеленью лугов. В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят. Ибо прах ты и в прах возвратишься». Новая диета сделала людей смертными, но человек продолжал жить сотни лет – Мафусаил жил 969 лет. Продолжительность жизни не уменьшилась в одночасье, но снижалась постепенно. Почему? Способность человеческого организма к восстановлению была дана самим Богом. Чтобы сократить земное существование человека, Богу пришлось пойти против собственного гениального творения. Отход от первоначальной диеты, состоящей из фруктов, овощей, орехов и семян, был одним из путей, использованных Богом для сокращения жизни человека. В частности, в диету было введено мясо. Пророчество в книге Бытие 6:3 «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» исполнилось.
Ной был последним человеком, прожившим так же долго, как и допотопные люди. Возможно, потому что большую часть из своих 950 лет он жил на диете, очень близкой к первоначальному меню, определенному Богом. После Потопа в рацион питания было введено мясо. В результате продолжительность жизни стала резко падать, но для детей Ноя она все еще значительно превышала 120 лет.
Первоначальная конституция человека была настолько совершенной, что понадобилось целых двадцать три поколения, употреблявших неправильную пищу и живущих не в самых благоприятных условиях, чтобы человеческое тело достаточно деградировало, и продолжительность жизни сократилась до предела, установленного Богом.
После Потопа Бог разрешил человеку употреблять в пищу плоть, но все же указал на ограничение в питании: «Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте». Сейчас мы знаем, что в крови забитого животного полно ядов, наносящих большой вред человеческому организму.
Изменения в рационе и окружающей среде оказали большое влияние и на внешний вид человека. Люди постепенно теряют свою Божественную красоту. В книге Бытия 6:2 Библия упоминает, что дочери человеческие были красивыми. В Ветхом Завете слово «красивый» используется 45 раз, из них 17 раз красивыми называют женщин. Пять женщин были названы по имени в книге Бытия и каждая из них считалась красивой. В Новом Завете слово «красивый» встречается только 8 раз, и ни одно из них не относится к женщинам.
В течение времени, следующего непосредственно после Сотворения, человеческое тело было гордостью Бога, частью создания, которое Творец называл «тов».
По мере того, как здоровье людей ухудшалось, и каждое последующее поколение производило все более неполноценное потомство, человеческое тело стало терять свою первозданную красоту.
Ко времени Нового Завета жизнь человека стала лишь мимолетным кадром на киноленте вечности и предписания к правильному питанию потеряли свою актуальность. Забота о теле – ничто по сравнению со спасением души. Это одна из главных мыслей Нового Завета. Все ограничения в питании были отменены. Никто не теряет спасения из-за неразборчивого отношения к пище.
В Новом Завете человеку разрешено не следовать Божьей инструкции по эксплуатации своего тела, поэтому пренебрежение к нему больше не является грехом. Не грешно, но, согласитесь, – глупо.
Для верующего человека питание по Божьей диете только укрепит его веру. Если же вы не верующий, то я уверена, что происходящие в вашем внешнем облике и организме изменения будут настолько поразительны, что очень скоро вы придете к осознанию, что за таким удивительным телом стоит Творец. Этот образ жизни убедил меня в присутствии Творца.
Сторонники теории эволюции постоянно сталкиваются с так называемой проблемой «загадки красоты». На основе этой теории невозможно объяснить присутствие красоты в таких местах, где она не имеет никакого значения и не служит никакой цели. Мы находим ее в темных недоступных пещерах или в глубинах океана, где она не приносит практической пользы и в ней нет никакой необходимости.
...
«Видимая красота довольно часто бесполезна, за исключением эстетического наслаждения человека и Бога». Хьюз М. Скотт, автор книги «Крушение эволюции».
Так как эволюция мало что может сказать о красоте, мы вновь обратимся к Творцу. Красота не может объяснить своей сущности. Ее предназначение – указать на Наивысшего Художника. Все Его творения прекрасны. Красота не является следствием слепого случая, но, будучи неотъемлемой частью Его творения, проявляет себя в человеческом теле. Мы наделены красотой в большей мере, чем себе это представляем. Если же принять за истину то, что мы развиваемся в процессе эволюции, то мы снимаем с себя ответственность за самоусовершенствование, мотивируя это тем, что «просто эволюция до нас еще не добралась».
В противном случае мы сами несем ответственность за свое здоровье и внешний вид.
Конечно же, мы ограничены наследственными чертами и здоровьем нашего рода, переданными нам многими поколениями предков. Но, тем не менее, в оставшиеся годы нашей жизни мы можем свести к минимуму многие разрушительные влияния на организм, максимально приблизившись (точнее, вернувшись) к первоначально предназначеной Богом диете. В результате мы не только увеличим свои шансы достижения отведенной нам продолжительности жизни, но и значительно улучшим внешний вид.
Глава 4. Красота из-под скальпеля?
Корсет XIX века, вне всяких сомнений, был вреден для здоровья женщины, он стеснял дыхание, смещал внутренние органы и приводил к обморокам, но XX век породил корсет, еще более ужасный – собственную кожу женщины. Косметическая хирургия для современных женщин стала если и не обычной, то вполне приемлемой процедурой улучшения своего внешнего вида.
Филипп Перро, французский художник (род. 1964 г.)
В утопической новелле английского писателя Л. П. Хартли «Лицевая справедливость» действие происходит в обществе, сформировавшемся вскоре после третьей мировой войны. Некий диктатор задается целью устранить среди своих подданных чувство зависти. Привлекательные женщины обвиняются в том, что провоцируют это «негативное» чувство у окружающих. Диктатор принял закон, согласно которому ни у кого не должно возникать чувство неполноценности из-за недостаточной красоты своего лица. По этому указу красивые люди высшего стандарта «альфа» должны быть подвергнуты пластической операции по приведению своего лица в соответствие со стандартами усредненного класса красоты «бета», для чего были созданы хирургические «центры уравнивания красоты».